Форум » Берсерк » Берсерк: прототипы и прообразы » Ответить

Берсерк: прототипы и прообразы

Nastanados: В предыдущих темах эти вопросы уже поднимались, но я решил сделать для этого отдельную тему. Искренне надеюсь, что она будет пополняться со временем и не только мной Во первых рекомендую вот это на мой взгляд, достаточно полезная ссылка (интересная информация есть не только на 4-й странице). В числе прочего - мотивы Френка Фразетты (Миура в одном из интервью говорил о любви к творчеству этого художника), значение слова "бехелит", значение (предполагаемое) клейма, оружие Зодда и другое. К сожалению, ряд картинок не открывается. Пара моих ссылок(о фильме "Призрак Рая", про который неднократно упоминалось) помимо шлема, у Фемто даже костюм похож. Кроме того, здесь был мотив продажи души (хотя продал ее другой персонаж). Оружие Зодда - рам дао (старая ссылка уже не работает, пришлось искать новую инфу) Кстати, может стоит добавить эту информацию в раздел статьи/оружие Добавлено: на третьей странице дается еще одна теория происхождения имен апостолов, которая связана с сборником Роджера Желязны "Этот бессмертный" или "Зовите меня Конрад" ссылка (This Immortal ...And Call Me Conrad, второй вариант журнальное название), в котором можно найти сразу и имя одного из Руки Бога и прозвище Зодда. отсутствующая иллюстрация на четвертой странице Гигер "Schranktuer fuer Mia - 1979" по мнению автора поста возможный прототип Слен (точнее, ее одежды) картинка Замок Ноешванштайн, ФРГ, юго-заgадная Бавария, один из вероятных прототипов замка Гриффита замок(1), замок(2) Еще пропавшие картинки: Храм богини Минакши, Индия, штат Тамилнад, город Мадурай. Храм увенчан 14 башнями-гапурами, покрытыми множеством разноцветных фигур. Хотя подобного здания в манге не было, однако он явно сыграл роль в разработке стиля и дизайна кушанцев храм(1), храм(2), храм(3) а нос корабля Даибы просто срисован с одного из изображений картинка(1), картинка(2) Гаргульи собора Нотрд-Дам-де-Пари в реале Гаргульи и их изображение в манге в манге [code] Очередное пропущенное изображение: В 22 томе, 9-й главе можно увидеть ворота поместься Вандимонов. Предположительно за прототип были взяты ворота дворца Бельведер в Вене, резиденции принца Евгения Савойского (XVIII век, архтитектор Лукас фон Гильдебрандт) картинка(1), картинка(2) 8-й том, 6-я глава (когда Гатс расправляется с похитителями дочери Фосса), мы можем видеть дракона из Парка чудовищ Бомарцо (Parco dei Mostri di Bomarzo) изначальное название Священный лес (или Чудесный лес) (Sacro Bosco). Был построен в XVI веке графом Франческо Орсини в память о жене Джулии Фарнезе картинка(1), картинка(2) В 8-м томе, когда король празднует окончание войны (4-я и 5-я главы) на балконе рядом с ним можно видеть статуи Атлантов. Предположительно это Атлант Фарнезе римская копия греческой скульптуры, 2 век до Н.Э., Национальный археологический музей, Неаполь картинка(1), картинка(2), картинка(3), картинка(4) В 7-м томе, 9-я глава в замке Долдрей можно увидеть статуи Пана и Дафниса (римская копия греческой скульптуры, если не ошибаюсь, тоже из коллекции Фарнезе) хорошо передает характер владельца - Пан и Дафнис были любовниками. картинка(1), картинка(2) Изменил оформление шапки (спасибо Sparky)

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Nastanados: Цао Цао Вы меня снова опередили. Заодно вот, по тапасам (только заметил что так и не написал тут по ним). Цитирую текст с ФБ Тапаса ("аскеза") — одна из дисциплин йоги. Происходит от корня "жар", "нагрев". В данном случае подразумевает духовное пламя, сжигающее все темное, а также накал внутренней энергии. В "Берсерке" это четыре могучих бойца Бакираки, личные телохранители Силата. Тапаса, по всей видимости, были срисованы с Конго рикиси, или стражей Агё и Унгё. Стражи врат – эманации Бодхисаттвы Ваджрапани, олицетворяют Альфу и Омегу, Начало и Конец, Рождение и Смерть. Агё и Унгё (защитники, "Доброжелательные Цари") охраняют ворота храма в большинстве японских буддистских святынь, по обеим сторонам от входа. Агё всегда изображается с открытым ртом (символизирует ярость) и стоит справа от ворот, Унгё — с закрытым ртом (внутренний гнев) и стоит слева.

kommunist: Так продолжаю про ассоциации. Первый апостол из самой первого тома. (человеч. облик) И истинное обличие. http://images3.wikia.nocookie.net/__cb20080612165010/berserk/images/3/35/Snake_Baron.jpg В детству у меня была кассета на которое было записан мультфильм Конан-варвар. Ну так вот сюжет был завязан на борьбе Конана с полу людьми-полу змеями. И там был подобный персонаж(один в один) правда так в похожий на апостола разделен на 2(то есть один похож на апостола в челов. состоянии а на монстра другой перс) К сожелению кассеты давно нет а пересматривать первый сезон мультика в поисках данного персонажа желания нету(монстр-подобный) А вот на обложке есть персонаж похожий на человека апостола.

Nastanados: kommunist Рет-Амон похож, но мимо http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0 мультсериал вышел в 1992 году, т.е. спустя два года после появления "змеиного барона". Но Миура действительно вдохновлялся Конаном - фильмом со Шварцнеггером 1982 года (уже писал кстати). Люди-змеи вроде были в книгах, но не знаю, читал ли их Миура.


kommunist: Подловили, я не был в курсе когда вышел мультсериал. Рисовка очень старая думал сериал вышел конце 70 или в начале 80-ых если не раньше. То что он сделан в 1992 удивило.

Agilulf: Мне змееграф почему-то напомнил антагонистов из D the Vampire Hunter (новелл). Наверное просто клише много: небольшой городок, который тиранит чудовище, дань людьми, загадочный герой. Графский титул, опять же.

obseedan: Здраствуйте форумчане. Прошу прощения за вторжение в ваше Берсерк-комюнити я человек совсем новый в мире манги и аниме. Скажу коротко., что Берсерк - это шикарно)) Хотел бы отметить как знаток вселенной Warhammer 40000 разительное сходство Гриффита, с персонажем из сорокотысячника, Фулгримом (примарх Детей Императора) во всех смыслах. не буду флудить и копипастить из вики, если интересно сравните. Не в коем случае не разжигаю холивар о плагиате или чем то подобном, ни какого подтекста нет в моих суждениях Просто это удивительно на самом деле как они похожи. Фулгримм 1 2

Nastanados: obseedan На самом деле вы далеко не первый, кто видит сходство "Берсерка" с "ВХ" вот например http://berserkworld.borda.ru/?1-0-0-00000180-000-0-0-1235667864 Еще в теме бредовых теорий было что-то похожее, правда там не о Фулгриме, а вообще. Насчет Фулгрима не знаю (его внешность и Гриффита не такие уж уникальные) гораздо больше сходства можно найти у богов хаоса и РБ.

Agilulf: Думаю, в случае с Фулгримом и Гриффитом - это архетипическое сходство. Того же порядка, что Геральт и Сефирот. Nastanados пишет: Насчет Фулгрима не знаю (его внешность и Гриффита не такие уж уникальные) гораздо больше сходства можно найти у богов хаоса и РБ. Присоединяюсь. Правда, замечу, что в РБ нет своего Кхорна, а функция Тзинча разбиты между Убиком (безумие и хитрость) и Войдом (интеллект). В какой-то мере это верно и для Слаанеш: Слэн воплощает гедонизм и извращенность, а Фемто - обаяние и харизматичность.

obseedan: я провел параллель именно с Фулгримом исходя из следующего: 1.опять зацеплюсь за внешность :) цвет волос, их длинна, утонченность черт лица. Даже крыло на доспехах таое же и стой же стороны. 2. Прозвище Фулгрима - Феникс, Гриффит - Ястреб 3. У Фулгрима тоже мечта была, он хо тел достичь совершенства и пользовал для этого в последствии всё и всех...хм..было дело даже, пардон, до анальной груши дошло. Собственно у Гриффита мечта тоже была, может не такая грандиозная. 4. Как подношение темным богам убил брата, другого смертельно ранил, и сжег не одну планету. 5. Переродился. Спасибо что не оставили моё сообщение без внимания. Все описаные пункты я, скорее всего, как пояснение к своим выводам даю, плюс я решил выразится и потому что, пусть и не совсем но, хоть какое то сходство для себя я отметил в первые между аниме и WH40k. Nastanados, спасибо за ссылку, я прочел. PS: А еще герб Ястребов на поминает герб Темных Ангелов главных рыцарей WH40k, только меч у Темных Ангелов острием вниз.

Nastanados: Кстати, можно ведь еще провести аналогию с Фулгримом. Ему был противопоставлен примарх Феррус Манус, он же Железная Рука, погибший в бою с ним (аналогия с железноруким Гатсом).

А: Про фильм Мгла 2007г было?

Nastanados: Не было. И что же такое Миура мог там позаимствовать? Надеюсь, речь идёт не об апостолах времен "ЗВ"?

SGRAY: А Тогда уж речь может идти о повести Кинга. Но что там такого? Что все в тумане, люди отрезаны от реального мира и лезут монстры из всех щелей?

Nastanados: SGRAY "Монстры, лезущие из параллельного мира" было ещё у Лавкрафта, да и он не был тут оригинален. Надо подождать, что А скажет.

А: В самом фильме есть щупальца которые очень похожи те, что напали на корабль в начале Фантазии. Чисто мое мнение.

Nastanados: А Сходство есть, но эти щупальце уже черт знает сколько раз были использованы в фильмах, книгах, играх, про аниме я вообще молчу. Да и такой дизайн вроде бы не является оригинальным. И зарегестируйтесь наконец нормально, каждый ваш пост проходит премодерацию.

SGRAY: А Тентакли в японском хентае, так же неотъемлемы, как у русских матрешка, медведи, водка и балалайка. Nastanados пишет: Надеюсь, речь идёт не об апостолах времен "ЗВ"? Ну повесть Кинга "Туман", по которой сняли фильм, как раз 1980 года. Через 3 года после "Новой надежды" :). Хотя связи тут явно нету.

Nastanados: Еще немного про оружие Силата. По всей видимости, это не просто уруми, а его шри-ланкский вариант ethunu kaduwa. Это - оружие мастеров ангампомора, древнего боевого искусства Шри-Ланки. И пара видео: http://www.youtube.com/watch?v=D6V3iYxJYdM http://www.youtube.com/watch?v=DXrAMib0uC0

Фарнеза: Nastanados Интересно, сколько нужно времени чтобы овладеть таким искусством...

Nastanados: Фарнеза Сложно сказать, как правило это было оружие мастера, которыми учились пользоваться в последнюю очередь, но видно, что некоторые из них достаточно молоды.

Sparky: Интересует вкрапления в мангу норвежской мифологии и истории, атрибутики ... Начал копать всякую инфу про викингов и стал натыкаться на интересные вещи... По идее это уже давно должно было упоминаться тут....

Nastanados: Sparky Так я и упоминал - вот в этом посте. Кстати, у меня вопрос: в ФБ, а позже в фикбуке и дайрике собирал всю инфу в тему прототипов. Стоит ли ограничиваться ссылками, или разместить всё сразу (но там много, и фактически большей частью повтор того, что размещалось здесь, но лучше оформлено и расписано и скомпановано)?

Sparky: Nastanados пишет: Так я и упоминал - вот в этом посте. Спасибо, это интересно... Недавно смотрел документальный фильм про викингов там рассказали про неких Берсерков (что меня глубоко улыбнуло) [Древние скандинавские саги донесли до нас легенды о непобедимых воинах, которые, обуреваемые боевой яростью, с одним мечом или топором врывались в ряды врагов, сокрушая все на своем пути. Современные ученые не сомневаются в их реальности, но многое из истории берсерков и сегодня остается неразгаданной тайной.] Параллельно еще копаю Атаку на Титанов не относящейся к Берсерку ... как оказалось там тоже есть штуки из Норвежской мифологии По поводу прототипов и дополнительной инфы... кажется нужно какое-то подобие википедии по Берсерку или список ссылок с кратким описанием ....может какое-то подобие PDF красиво оформленного фанатской энциклопедии с статьями

Nastanados: Sparky Про берсерков тема на форуме тоже была http://berserkworld.borda.ru/?1-1-180-00000050-000-0-0-1195386972 и позже продолжалась. Насчет оформления - ну, на ФБ её и пытались разделить по разделам, с ссылками в конце, почти как вы говорите. Ладно, подожду что другие скажут.

Фарнеза: Nastanados Удобнее, когда один источник и он разделен на несколько разделов

Nastanados: Фарнеза Т.е. разместить здесь?

Kell: А хорошо бы здесь разместить. Что повторы - это, думаю, не страшно, структурирование важнее.

Фарнеза: Nastanados На этом сайте разместить (только надо подумать в каком разделе), а лучше и на остальных тоже. Для большего пиара.

Nastanados: Начинаю выкладывать. Пара слов - всё это уже было на ФБ, в моем дайрике и фикбуках, да и здесь по сути тоже, пусть и в беспорядке. Квадратные скобки ссылок пришлось сменить на круглые. Также не удалось сместить картинки вправо-влево (если кто знает как - подскажите). Название: Мифология и символика Автор: fandom Berserk 2013 Бета: Synesthesia и Китахара Форма: аналитическая статья Размер: 4030 слов Рейтинг: R Краткое содержание: о заимствованных символах и мифических существах. Предупреждения: изображения насильственного и сексуального характера В далеком 1988-м году тогда еще начинающий мангака Кентаро Миура выпустил короткий сингл, ставший предтечей будущей манги "Берсерк", ее "Прототипом". Одним из самых примечательных моментов было то, что в роли главного врага выступил небезызвестный Влад Цепеш. Манга "Берсерк" славится многим: брутальной жестокостью, литрами пролитой крови и килограммами выпущенных кишок, а заодно обилием эротики на грани хентая, интересным динамичным сюжетом, запоминающимися образами персонажей и, наконец, поразительным качеством прорисовки. Стремление мангаки к совершенству является причиной и того, что многие страницы "Берсерка" можно вешать в рамках на стены, и того, что читателям приходится ждать выхода новых глав месяцами. Еще одна особенность манги – это огромное количество заимствований, отсылок, аллюзий. Сам Миура утверждает, будто сперва хотел, чтобы его герой "пересекал Европу во времена Дракулы и Жанны д'Арк", но позже отказался от этой затеи, хотя многие идеи черпал из любимых книг или фильмов. Внимательные читатели сразу находили на страницах манги реально существующие замки, дворцы, храмы. Некоторые сцены и эпизоды представляют собой цитаты из книг или фильмов, а отдельные панели воспроизводят полотна художников. Поиск всего, что использовал Миура, – довольно нелегкое занятие, иногда приводившее к курьезным случаям. Сейчас, наверное, каждый настоящий поклонник "Берсерка" знает про Гётца фон Берлихигена, которого считали (а кое-кто считает до сих пор) прототипом Гатса, хотя сам Миура узнал об этом рыцаре от своих читателей спустя много лет после релиза манги. В другой раз сам Миура испугался обвинения в плагиате, когда посмотрел фильм "Зловещие мертвецы" и обнаружил много схожего между этой медиафраншизой и "Берсерком". Разумеется, статья не может претендовать ни на безусловную точность, ни на полноту охваченного материала. Манга до сих пор не закончена, поэтому неясно, что еще преподнесет нам автор. В то же время многие моменты, кажущиеся отсылками к определенным источникам, на самом деле могут таковыми не быть. Тем не менее надеемся, что данный материал окажется полезным для фанатов "Берсерка", а также для тех, кто только собирается открыть мангу, — заинтересует потенциальных читателей и поможет разобраться в мироустройстве, придуманном Миурой. Мифология и символика мира "Берсерка" — это впечатляющая компиляция всевозможных мировых религий, каббалистики, магических обрядов разнообразных культур, мотивов, позаимствованных из фильмов и книг, а также оригинальных наработок Миуры. Несмотря на то, что многое автор брал "по верхам", ему удалось создать относительно стройную картину мира, пусть и далеко не до конца раскрытую. В первой части манги всё сверхъестественное так или иначе связано с людьми. Местные демоны, так называемые Апостолы, и их лидеры, Рука Бога, – это тоже люди, получившие могущество в обмен на жертву, в то время как роль мелкой нечисти исполняют неупокоенные души. Даже местное темное божество, Идея Зла, порождено человеческими страстями. Во второй части (примерно с 24-го тома) становится известно о существовании прочих сверхсил, вроде Ангелов Сторон Света или многочисленных тварей из низшей мифологии разных народов. Появление кушан предоставило мангаке возможность ввести некоторые элементы индуистской мифологии. Наконец, после "слияния миров" мангу окончательно наводнили мифические создания, многие из которых пока показаны мельком. Чего ожидать дальше — одному Миуре известно. Тёмная сторона магии: знак и ключ Самый первый магический символ, с которым мы встречаемся, — это Клеймо жертвы ранее фигурировавшее в "Прототипе". Это особый знак, которым отмечаются люди, принесенные в жертву будущими Апостолами. Клейменные обречены: их пожирают созванные Апостолы или утаскивают души проклятых. Даже если удается спастись (как это произошло с Гатсом и Каской, главными героями манги), до конца жизни несчастные вынуждены пребывать в промежутке между материальным и астральным мирами как приманка для Апостолов, всякой нечисти и призраков. А после смерти клейменные неизбежно попадают в своеобразный аналог Ада. Вдобавок ко всему, метка кровоточит при приближении к Апостолу, и чем сильнее демон, тем сильнее вызванное им страдание. Клеймо обладает характерной формой. Приведем несколько вариантов происхождения такого начертания. Во-первых, объединение руны Альгиз("защита") и перевернутой руны Одал ("род") — так называемых вязаных рун. Одал иногда изображают закругленным, как и Клеймо в "Прототипе". Перевернутый Одал может также символизировать подчинение ситуации, каким-либо условиям или возврат к старому. Руна Альгиз символизирует человека. Она может означать жизнь (рогами вверх) или смерть (рогами вниз). В сумме это, конечно, наводит на мысль об обреченности клейменного, но на деле, скорее всего, — случайное совпадение. Во-вторых, метка напоминает Древо Сефирот с обведенными сферами. Без учета двух пропущенных сфер сходство почти полное (см. рис.). В-третьих, змеи на жезле Бафомета (идол которого также задействован в манге). Сравните вершину-трезубец у метки и тройную свечу на голове сатанинского божества. В целом, затруднительно судить о том, что именно вдохновило мангаку на подобный вид клейма. Нет никаких несомненных указаний на первоисточник.[/right] Другим мистическим элементом, связанным с Апостолами и Рукой Бога, является бехелит. Это магический камень в форме яйца, на котором хаотически расположены глаза, рот и нос. В момент наивысшего отчаяния владельца бехелит оживает, приобретая вид "правильного" рыдающего лица. Этот плач и призывает Руку Бога. Пожертвовав близкими, призвавший человек перерождается Апостолом. Известно, что можно неоднократно прибегать к помощи бехелита для исполнения желаний (история Графа). Встречаются два типа бехелитов: простой (зеленоватого цвета) и красный. Последний позволяет своему обладателю присоединиться к Руке Бога, но такая инициация случается лишь раз в двести шестнадцать лет. Названием артефакта, вероятней всего, послужило искаженное имя бога Баал-Берита Baal-Behrit, т.е. Бехе(л)рит). У древних ханаанов он почитался как "владыка соглашений и договоров", позже его причислили к рангу демонов. Он предстает в образе воина в красном одеянии на красной лошади и "дает истинные ответы о событиях прошлого, настоящего и будущего". Кроме того, яйцо, форму которого имеет бехелит, весьма распространено в символике. Зачастую оно означает рождение, из него в некоторых мифах появляется вселенная. Наконец, иногда оно символизирует воскрешение, возрождение (ознакомиться подробнее; рисунок Миуры: "вылупление" Фемто — одного из Руки Бога). Помимо этого, на тематических ресурсах утверждается, что "бехелит" — это "дьявол" по-сирийски, но, к сожалению, никаких подробностей на этот счет обнаружить не удалось. Религиозная символика Официальным символом религии (исповедуемой в Мидланде и соседних странах) в мире "Берсерка" служит птицеобразная фигура, которую спиралью обвивают две змеи, берущие начало из шара в основании. Этот знак выполняет ту же функцию, что и христианский крест (хотя то, что его носят на шее или ставят на могилы, можно увидеть только в экранизациях). Однако нельзя не отметить его внешней схожести с Идеей Зла в "Потерянной главе". Вероятно, за основу изображения был взят кадуцей Гермеса — крылатый жезл, обвитый змеями — ключ, отворяющей врата между тьмой и светом, добром и злом, знак перехода и примирения. Ко всему прочему, кадуцей отдаленно напоминает и Клеймо жертвы. Учитывая роль этих символов в манге, не исключено, что совпадения имеют под собой почву. Рассмотрим повторяющийся мотив в символике "Берсерка" — череп Адама. В мировом искусстве он зачастую изображается в сценах распятия Христа, на земле под крестом. В манге тоже не обошлось без подобия этого черепа. В символе местной религии его напоминает шарообразное утолщение в основании (см. третий рис слева). А в начале шестой главы 17-го тома мы видим распятого ястреба, причем голову Адама заменяет бехелит. Наконец, в четвертой главе 20-го тома, когда Люка попадает в логово Апостола-бехелита, последний создает свое жуткое воплощение ястребиного символа, где основание занимает сам Апостол (см. рис.). Сатанинский культ. Помимо официальной религии, в Мидланде процветает и язычество. Приверженцы культа поклоняются божеству (в отличие от тех же Апостолов, оно лишь плод их фантазии), которого называют "Великим Козлом". В первый раз он возникает в воспоминаниях Терезии (вторая глава второго тома, см. второй рис. слева). Во второй главе третьего тома его статуя предстает во всей красе (см. третий рис. слева). В арке "Возмездие" (часть "Рождение") мы снова сталкиваемся с этим "богом", однако на этот раз вместо идола на оргиях его роль исполняет человек с козлиной головой (впоследствии ставший Лжеапостолом). Речь о Бафомете, якобы языческом божестве, почитаемом тамплиерами. Существует версия, что Бафомет — искажение имени "Магомет" (европейцы не знали, кто он, и, возможно, полагали, что это бог неверных). Классический облик Бафомету придумал французский оккультист XIX века Элифас Леви. Божество выглядит как помесь мужчины и женщины, человека и козла. Миура передал его довольно точно, однако в манге отсутствует похожий на кадуцей жезл, наличествующий в классическом изображении. Вместо жезла пара змей обвивает эрегированный член Бафомета. Как и в реальности, сексуальная оргия в "Берсерке" воспринимается как неотъемлемая часть сатанинской "чёрной мессы" — отправления религиозного обряда во славу темного божества, когда которого происходит глумление над святынями "официальной" религии. Однако в манге сексуальная составляющая выходит на передний план, в оргии приверженцев культа Великого Козла не акцентированы кровавые ритуалы (правда, позже Миура исправил это упущение, и в вареве, которое предлагают отведать неофиту, мы видим человеческие останки). Зато массовое совокупление приобретает неконтролируемый характер. Учитывая то, что подробно такое "мероприятие" Миура показывает на фоне войны и зверств, творящихся в Альбионе религиозными фанатиками, эротическая необузданность участников культа Козла выглядит как своего рода витаистический протест против жестокой повседневности. Магия. Алхимия и Каббала. Ведьмы (или волшебницы) в "Берсерке" получают магическую силу (од) от духов природы. Каждый человек в идеале способен улавливать од — жизненную энергию, излучаемую субстанциями. Но овладение одом требует определенных знаний, представляющих собой причудливый синтез алхимии и каббалистики. Алхимия. Ширке (маленькая ведьма, помогающая Гатсу) использует элементалей, которых она вызывает для сотворения заклинаний. По всей видимости, духи стихий заимствованы из трудов Парацельса (так называемый "алхимический квартет"). Всего их четыре: ветер ― сильфы; огонь — саламандры; вода — ундины; земля — гномы (согласно Парацельсу, у Миуры этот момент пропущен). В отличие от элементалей в алхимии, в манге это крошечные существа, не наделенные разумом. Помимо Ширке, элементалей используют и другие герои: Серпико получил в дар магический плащ и меч сильфов, Исидро – огненный кинжал саламандр, Гатсу предлагали топор гномов (ими же выкован заколдованный доспех Берсерка). Духов воды призывают чудовища-кэльпи, к их помощи прибегает кушанский маг Даиба в ходе морского боя, возможно, они также подчиняются русалкам-мэрроу. Символы стихий встречаются на магических артефактах и созданиях. Во время битвы с троллями в деревне Енох Ширке призывает Ангелов Четырех Сторон Света, могущественных повелителей элементалей ветра, огня, воды и земли. С одной стороны, Ангелы отдаленно напоминают буддитстких Четырех Небесных Царей — хранителей севера, запада, юга и востока, чьи образы весьма популярны в японской анимации. С другой — проглядывает аналогия с тетраморфом, четырьмя ангелами с четырьмя ликами, стражами четырех углов Трона Господня (1). Примечательно также, что ангелам нашлось место и в "официальной" религии мира "Берсерка" (отсюда и их название). Загадочное заклинание, произносимое Ширке во время призыва — "Ве Хебура, Малькут, ате, ве Гедула, леолам", — вопреки распространенному заблуждению, не имена богов, а часть каббалистической формулы "Ибо Твое есть царство, и сила, и слава вовеки" (2). Открывающиеся магические горизонты, а также наличие духов и прочих созданий из астрального измерения значительно меняют привычную картину мироустройства. Если ранее казалось, что единственный бог здесь — это порожденная людьми Идея Зла, то существование Ангелов доказывает, что бог здесь далеко не один и неизвестно, какое место ему отведено в иерархии. Вместе с тем прибавилось и белых пятен. О тех же Ангелах практически ничего не рассказывается: ни то, когда и как они появились, ни то, вмешиваются ли в жизнь людей. Наконец, неясно, есть ли другие, подобные им сущности. Остается лишь гадать и надеяться, что когда-нибудь Миура прольет свет и на этот вопрос. Каббала. Из иудейской эзотерики был заимствован и Клипот — совокупность противостоящих богу демонических сил и миров. Клипот является темным аналогом древа Сефирот (древо жизни в Каббале). На каждую из десяти сфер Сефирота приходится один из миров Клипота. В манге Клипот играет иную роль: это потусторонний мир, место обитания демонов. Кроме того, в Клипоте водятся тролли и огры, с которыми вынуждены сражаться герои. По словам Слэн, "здесь проклятые души обретают свой облик на пути в царство мёртвых". Предположительно, Клипот — ее владения. Говоря о Слэн, следует обратить внимание на Наахему, повелительницу одного из миров Клипота — ангела проституции, демоницу-соблазнительницу, схожую с Лилит. Ее изображали в виде обнажённой огненной женщины, иногда — женщины с крыльями. Лилит — еще одна, более известная правительница миров Клипота, которую напоминает Слэн. Она, как правило, считается матерью демонов. Слэн также называет мир Клипота воплощением своего чрева, а его обитателей — своими детьми. Звезды-защитницы. На страницах манги встречается множество пентаграмм и гескаграмм. Пятиконечная звезда (пентаграмма) в первую очередь выполняла защитную функцию, и судя по всему, сохранила свое назначение и в манге. Вполне вероятно, ведьма Флора неспроста украшала этими символами свой дом. В то же время, будучи перевернутой, пентаграмма превращается в "Печать Бафомета". Впрочем, в манге положение пятиконечной звезды не менялось даже в связи с культом Козла. "Звезда Давида" (шестиконечная) фигурирует реже. Известно, что она может означать гармонию двух миров, а также мужского и женского начала, но в манге обе звезды почти всегда встречаются вместе, так что, скорее всего, выполняют схожие функции (к примеру, усиливают друг друга). В артбуке "Warcry" обнаружился загадочный рисунок. Можно разглядеть, что в основе схемы лежит звезда Давида, по углам которой расположены различные герои и символы манги: шлем Фемто, Дитя-Демон, Идея Зла, Герб Ястребов, Рыцарь Череп, Войд. На некоторых лучах звезды и в промежутках между ними видны знаки зодиака. На двух оставшихся лучах можно разглядеть символы Юпитера и Сатурна. Наконец, вершину треугольника, в который вписано Клеймо жертвы, венчает рука с глазом. Это Хамса (не путать с рыбой), древний амулет-оберег. Примечательно что, одно из его названий — Рука Бога (3) . Кушаны наступают! Кушаны — могущественная восточная империя, напоминающая Индию эпохи Великих Моголов. Также кушанская культура вобрала в себя элементы индийской мифологии. В четвертой главе 31-го тома во время нападения на Вританнис маг Даиба заявляет Гатсу: "У тебя прана Дурги" (прана — дыхание, в данном случае божественное, Дурга — богиня-воительница, воплощение ярости). А в шестой главе того же тома называет Гатса и Серпико кшатриями (воинами, проще говоря) Дурги и Ваю (Ваю — бог ветра). Такое сравнение описывает героев в бою: Гатс – яростный воин-берсерк, Серпико — мастер элементалей воздуха, быстрый, как ветер. Когда позднее Даиба видит переродившегося демона, императора Ганишку, он восклицает: "Это сам Шива-разрушитель!" Кроме того, при первом появлении Апостола-великана Грюнбельда испуганные кушаны принимают его за нагу (из-за этого многие читатели сперва подумали что Нага – имя Апостола). Наги — полулюди-полузмеи в индуизме и буддизме. Не совсем ясно, почему Грюнбельда спутали с этими тварями: он мало похож на них даже в апостольской форме, да и наги вроде бы не отличались внушительными размерами. Одними из магических солдат армии кушан являются дака — антропоморфные создания, рожденные от обычных женщин (при этом те погибают). Их название также встречается в индийской мифологии, однако все, что нам известно, — это мужской вариант дакини. При этом последние могут быть как злобными божествами (о них говорил Силат во время схватки с Гатсом), так и женщинами-ламами. Впрочем, сами дака в манге внешне больше похожи на ракшасов. Названия монстров, используемых кушанами, тоже связаны с индийской мифологией. Гаруда — вахана (ездовое животное) бога Вишну, полуптица-получеловек, борец с нагами. В манге – чудовище, похожее на летающего динозавра-рамфоринха, на котором летал маг Даиба. Возможно, что в манге "гаруда" – имя собственное (4) (5). Кундалини — энергия, спящая в теле в области крестца. Изображалась в виде змеи, свернувшейся тремя кольцами. В манге кундалини названа гигантская водяная змея в подчинении Даибы. Для призыва твари маг воспользовался водяными элементалями (6). Макара — водное чудовище-химера, встречающееся в различных вариантах: с головой крокодила, слона, рыбы; с телом рептилии или рыбы; с одной или двумя парами конечностей — или змеиным хвостом, как у нагов. В манге выглядит как гибрид слона, кита и осьминога: судя по всему, Миура опирался на "слонообразных" макар. Вероятно, макару можно считать наиболее грозной из кушанских пишач — искусственно выращиваемых чудовищ. Гатсу пришлось одолеть одну макару на пляже по пути во Вританнис и сразу нескольких чудовищ в самом городе (7). Пишачи — злобные демоны или вампиры. Насылают на людей болезни или питаются их плотью и кровью. В тибетской мифологии пишачи – ведьмы с птичьими или звериными головами. В "Берсерке" — это порождения колдовства магов Ганишки. Большинство из них представляют собой гибриды людей и животных, хотя некоторые были созданы "с нуля" (гаруда). Наиболее известные из пишач — крокодилы (впервые появились на берегу и позже атаковали Вританнис), слоны (мощные, но медлительные), тигры. Последние неуязвимы к обычному оружию, но гибнут под действием серебра. Дака используют их в качестве ездовых животных (8)(9)(10). Ракшасы — в индуистской мифологии зловредные демоны-людоеды. Их облик варьируется от ночных бесов до человекоподобных уродливых великанов. В манге это имя загадочного существа, бывшего члена клана Бакираки. Ракшас завернут в чёрный плащ, лицо скрывает белая маска с тремя глазами. Не ясно даже, является ли он Апостолом и как именно атакует (предположительно, владеет гипнозом). (11). Тапаса ("аскеза") — одна из дисциплин йоги. Происходит от корня "жар", "нагрев". В данном случае подразумевает духовное пламя, сжигающее все темное, а также накал внутренней энергии. В "Берсерке" это четыре могучих бойца Бакираки, личные телохранители Силата. Тапаса, по всей видимости, были срисованы с Конго рикиси, или стражей Агё и Унгё. Стражи врат – эманации Бодхисаттвы Ваджрапани, олицетворяют Альфу и Омегу, Начало и Конец, Рождение и Смерть. Агё и Унгё (защитники, "Доброжелательные Цари") охраняют ворота храма в большинстве японских буддистских святынь, по обеим сторонам от входа. Агё всегда изображается с открытым ртом (символизирует ярость) и стоит справа от ворот, Унгё — с закрытым ртом (внутренний гнев) и стоит слева. На лбах у тапаса видны тилака - священные знаки, которые наносят себе последователи индуизма. Трое из тапас, видимо, являются шиваитами: трезубец-тришула - оружие Шивы, луна - один из его глаз, и знак трипундра, символизирующий три облика бога. Четвертый из тапаса носит знак вайшнавов - две вертикальные линии, символизирующих стопу Вишну. Ганишка. Рождение нового мира. Противостояние Абсолюта-Гриффита (главного антагониста) и Императора Ужаса Ганишки заканчивается сокрушительным поражением последнего. Гибель Апостола Ганишки приводит к слиянию материального и астрального измерений, в результате чего мир смертных теряет свой привычный облик: земли людей заполоняют мифические и сказочные существа. Возможно, эта миграция — лишь одно из череды последствий. Смерть кушанского императора напоминает довольно распространенный мифологический сюжет о появлении мира из плоти мертвого чудовища-великана. В шумеро-вавилонской мифологии это Тиамат, в германо-скандинавской – Имир, у китайцев – Паньгу, у индусов – Пуруша, у ацтеков – Сипактли или Тлальтекутли. Примечательно, что индийский Пуруша описывается как тысячерукий и тысячеголовый великан. После перерождения его отдаленно напоминает Ганишка. Пришельцы из Скандинавии В манге мало заимствований из скандинавской мифологии, да и то их идентификация носит скорее гипотетический характер. Безусловно только то, что само название – это отсылка к безумным воинам-берсеркам, правду и вымысел о которых сейчас трудно различить. Кроме этого, скандинавским заимствованием можно считать, в первую очередь, колоссальное древо, в которое превратился Ганишка после своей гибели. Здесь прорисовывается аналогия с Мировым Ясенем Иггдрасилем (12). Наконец, главный герой Гатс лишился глаза и руки; подобная участь постигла и двух скандинавских богов — Одина (остался без глаза) и Тюра (без руки). В 23-м томе тёмная сущность Гатса материализуется в демонического пса, и герою приходиться её сдерживать. Вспоминается волк Фенрир, особенно в главах, когда мы видим тварь, скованную цепями, подобно мифическому зверю. "Элфхейм" является производным от "Альвхейм" ("Альвхемир"), название одного из девяти миров в скандинавской мифологии, место обитания альвов (аналог эльфов). Само слово "эльфхейм" использовалось еще до того, как оно появилось в манге.

Фарнеза: Nastanados В этом разделе решили? Сейчас вся страница "поедет" Я думала, где-то на главной странице разместить...Это ценная слишком информация, чтобы задвигать ее в форум



полная версия страницы